Набираемся финансовой грамотности……..

а

«Предупрежден – значит, вооружен», гласит народная мудрость. Чтобы уберечь деньги наших читателей от кибермошенников, мы расскажем о последних хитростях злоумышленников и о способах борьбы с ними.

Пожалуй, практически каждый получал электронное письмо неизвестно откуда с предложением выиграть миллион долларов, помочь начинающему бизнесмену или маленькой стране где-нибудь в Африке. Такие сомнительные предложения наши здравомыслящие земляки наверняка выбрасывают в корзину. Но время от времени на е‑mail приходят письма вроде бы от серьезного отправителя, которым волей-неволей веришь. Например, могут сообщить, что оператор вашей мобильной связи вводит новую тарифную сетку, с которой предлагают срочно ознакомиться. Откроешь такое письмо с вложением, не ожидая подвоха, ‒ и заразишь свой компьютер вирусом, который умеет воровать чужие деньги.

По данным последнего отчета Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) Банка России к подобным мошенническим письмам массовой рассылки часто прикладывается вложение-вирус или ссылка на скачивание вируса. Открыл приложение к письму – и на компьютер сами собой устанавливаются различные вредоносные программы, которые воруют пароли, персональные данные, шифруют файлы на жестком диске компьютера и требуют деньги за их расшифровку. «Не следует открывать письма, полученные из ненадежных источников или от подозрительных отправителей. Нельзя проходить по ссылкам в подобных письмах. Если вы хотите установить какую-то программу – нужно скачать ее у лицензированного распространителя», – поясняет управляющий Отделением по Рязанской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Сергей Кузнецов.

Конечно, поможет установка и регулярное обновление антивирусного программного обеспечения, а также своевременное добавление подозрительных адресатов в список нежелательных отправителей.

Сплошная «липа»

Специалисты ФинЦЕРТа рассказывают о таком распространенном способе обмана граждан, как создание «липовых» сайтов банков, страховых компаний, сервисов переводов, сайтов покупки билетов. Никаких реальных услуг они не предоставляют, а только обирают попавших на такие лжестраницы клиентов: у кого украдут данные банковской карты или паспорта, а у кого – и настоящие деньги, переведенные за билет или за оформление кредита. Среди «подставных» сайтов, созданных мошенниками, например, бывают такие, которые завлекают: «Проверьте, скомпрометирована ли ваша карта!». Человеку предлагается ввести данные его банковской карты, а потом пришедший якобы от банка пароль. Такие сайты-воры созданы для перехвата ваших данных. Банк России работает над закрытием сайтов, через которые мошенники вымогают данные и крадут деньги. Так, с января по сентябрь 2017 года ФинЦЕРТ отправил информацию о 481 домене различной мошеннической тематики, владельцев которых предлагалось лишить прав на домен. По данным Банка России, в среднем каждый календарный месяц закрытию подлежит около 50 доменов, находящихся в различных зонах. Наибольшее количество заблокированных доменов приходится на сферу переводов, осуществляемых физическими лицами с карты на карту. На сферу страховых компаний приходится 45 закрытых доменов, на лжебанки – 44, на финансовые пирамиды – 39. Сложность с закрытием вех «неправильных» сайтов состоит в том, что очень многие кибермошенники находятся не в России, а скрываются в других юрисдикциях. Поэтому есть над чем работать.

Атака на банкомат

Эксперты мегарегулятора отмечают, что в последнее время участились атаки злоумышленников на банкоматы: преступники научились управлять ими удаленно. Специальная программа способна найти сервер обновления банкомата и установить контроль над целой сетью устройств. Дальше киберворам остается лишь отправить к банкоматам специальных людей, чтобы они по команде оператора получили наличные. Существуют группы злоумышленников, которые ставят на банкоматы специальные устройства, позволяющие похитить данные банковской карты пользователя, записанные на магнитную ленту и ее PIN-код. «Выбирайте банкоматы, установленные в хорошо освещенных помещениях. Если вы обнаруживаете на конкретном банкомате подозрительные «накладки», то лучше поискать другой», – отмечает Сергей Кузнецов. С 2015 года все банки обязаны выпускать карты только с чипом, они обслуживаются по технологии 3D Secure – то есть операция с деньгами проходит только после дополнительного подтверждения с помощью одноразового пароля, отправленного в СМС. Технически перехватить такой одноразовый пароль и похитить средства очень сложно. Поэтому мошенники стали максимально активно использовать методы так называемой социальной инженерии и манипулировать поведением человека с использованием психологических навыков.

«Социальные инженеры»

По оценкам аналитиков компании Zecurion, в прошлом году мошенники с помощью социальной инженерии похитили с банковских карт россиян около 650 млн рублей, а в 2017 году ущерб может увеличиться до 750 млн рублей. «Задача любого мошенника, использующего методы «социальной инженерии» войти в доверие к своей жертве и заставить ее выдать личную информацию или проделать какие-то манипуляции, которые позволят им украсть ваши деньги», уточняет управляющий Отделением по Рязанской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Сергей Кузнецов. Например, на мобильный может прийти сообщение, что карта заблокирована, а для разблокировки нужно позвонить по указанному номеру. Стоит перезвонить – и злоумышленник на другом конце провода так вас заговорит, что вынудит сообщить коды и пароли от карты, а то и пойти к банкомату якобы для разблокировки. Результат один – жертва сама переводит деньги мошенникам. Что делать? Ни в коем случае не звонить по номеру телефона, указанному в СМС, а пользоваться только номером на обратной стороне карты – уж это точно номер банка, а не киберворов. С помощью социальной инженерии мошенники пытаются узнать реквизиты, достаточные для совершения перевода с карты на карту: номер карты, срок ее действия, CVV-код (три цифры с обратной стороны банковской карты). Важно помнить, что представители банка никогда – ни по телефону, ни в переписке – не спрашивают полные данные карт, одноразовые пароли, пин-коды. Для консультации им достаточно имени и четырех последних цифр карты. Поскольку кибермошенники непрерывно придумывают что-то новенькое, нам с вами следует всегда быть настороже, не забывая про здравый смысл. Врез: В последнее время жертвами кибермошенников все чаще становятся люди в возрасте до 40 лет, которые излишне доверяют информационным технологиям, не очень понимая, как эти технологии работают. Ранее самым привлекательным контингентом для злоумышленников были пожилые граждане.

Сколько нужно карт – три или одна?

К середине 2017 года наши банки выпустили около 230 млн расчетных и более 30 млн кредитных карт. Теперь на одного среднестатистического россиянина приходится почти по две банковские карты, а если учитывать только трудоспособное население, то даже и по три. А еще шесть лет назад количество карт, выпущенных кредитными организациями, было равно числу жителей страны. Платежные карты – удобный инструмент для решения разных задач. Кроме основной своей функции – хранить и передавать средства – они «умеют» экономить и даже зарабатывать через бонусные программы или функцию кешбэк, получать скидки от торговых предприятий. Для кого-то из нас более актуальны карты путешествий («мильные карты»). Для кого-то – специальные карты со скидками на бензин. При этом у таких карт всегда есть свои особенности, о которых не стоит забывать. Например,  у бонусов по карте может быть ограниченный «срок годности»: не успеешь  их потратить –  они сгорят. Как правило, заводятся несколько расчетных (дебетовых) карточек, выгода от каждой из которых – разная. Сейчас, как отмечают банки, наиболее высоким спросом пользуются карты с начислением кешбэка, то есть возвратом части потраченной суммы. Однако и тут есть нюансы. По некоторым картам кешбэк начисляется обратно на счет только при условии достижения определенного ежемесячного оборота, чаще всего не меньше 10-15 тыс. рублей. Чтобы подобные карты были выгодными, полученный кешбэк должен превышать траты на банковское обслуживание карточки. Эксперты говорят, что при выборе карты стоит сначала исследовать особенности своих безналичных платежей и выяснить, на что уходит значительная часть средств. И уже по этому критерию выбирать профильную карту. Например, стоит записать в один столбик основные направления и суммы трат, а в другой – ожидания. Вы поймете, какие карточные банковские продукты из существующего множества предложений могут быть вам выгодны и что из них выбрать. А скорректировать стратегию можно в процессе пользования картой.

Еще одна уважительная причина завести не одну, а несколько карточек – желание обезопасить себя. Неплохо иметь минимум две карты разных банков на тот случай, если у одного из них возникнут технические неполадки. Желательно, уточняют специалисты, чтобы «запасная карточка» была из другой платежной системы. Кстати, новая платежная карта может у вас появиться по инициативе работодателя. Отказываться от получения такой  зарплатной  карты не стоит,  ведь  обычно расходы по ее обслуживанию работодатель берет на себя. Кроме того, часто зарплатным клиентам банки предлагают вклады по повышенной или кредиты по пониженной ставке.

А кроме классических карт в череде предложений банков есть и премиальные – для статуса. Их обладатели могут, к примеру, бесплатно обслуживаться в залах ожидания повышенной комфортности в аэропортах, посещать закрытые культурные мероприятия, обслуживаться в банке без очереди и у персонального менеджера. Любая платежная карта не может быть одинаково выгодна для всех, отмечают эксперты. Желаем вам найти свою. А для этого стоит внимательно читать  предлагаемые условия, сравнивать и принимать продуманные финансовые решения. Врез: К концу первого полугодия для жителей Центрального федерального округа было выпущено более 90 млн банковских карт. Таким образом, на каждого жителя  ЦФО приходится по 2,3 карты. В Рязанской области по состоянию на 01.07.2017 для физических лиц выпущено 1,6 млн банковских карт. То есть на каждого жителя нашего региона приходится по 1,5 карты. При этом за первое полугодие 2017 года объем безналичных операций по банковским картам в области составил 24,7 млрд рублей. За год он увеличился более чем на 40%. «Такой прирост связан, в частности, с расширением инфраструктуры обслуживания, ростом числа операций через интернет и с использованием мобильных устройств», — отмечает управляющий  Отделением по Рязанской области  ГУ Банка России по Центральному федеральному округу  Сергей Кузнецов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *